Краткая презентация Программы.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 4 «Берёзка» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей обучающихся и запросов родителей (законных представителей).
Программа направлена на создание условий развития ребёнка с 1 года до 7 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Следует отметить, что в контингент обучающихся, охваченных дошкольным образованием МБ ДОУ д/с № 4 «Берёзка» г. Ипатово, входят дети с особыми образовательными потребностями. Для них разработана АОП ДОУ и индивидуальные маршруты развития .
Программа включает четыре раздела: целевой, содержательный, организационный и дополнительный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Отражены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;
• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей);
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
5) возрастосообразность.
Воспитание детей отражено в рабочей программе воспитания, которая является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования МБ ДОУ д/с № 4 «Берёзка» г. Ипатово и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Используются следующие программы:
- Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2016 г.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
- Парциальная программа – От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 85 с.
- Комплексная программа – Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
- Парциальная программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» (далее-Программа) дополняет основную образовательную программу МБ ДОУ д/с № 4 «Берёзка» г. Ипатово в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников. Данная Программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также игры и упражнения. Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувств.
- Пособие «Правила дорожного движения» система обучения дошкольников. Авторы-составители: Т. Г. Кобзева, кандидат педагогических наук, И. А. Холодова, Г. С. Александрова., Издательство «Учитель», Оформление. Издательство «Учитель».
- Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева, рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга, Лансье, 2021
- Литвинова Р.М. Региональная культура: художники 390с., писатели, композиторы. С. 2010сб.2-248с.
Литвинова Р.М. Хрестоматия для детей дошкольного возраста Ставропольского края.- Ставрополь:.-2015. – 208 с.
Организационный раздел содержит описание материально- технического обеспечения Программы, перечень художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащая Российскому законодательству.